Кафедральный собор Таррагоны


Таррагона, как один из самых древних городов Испании, славится особым культовым местом, которое можно назвать холмом Богослужения. Это место находится в верхней части Старого города. Из века в век, начиная со времен до нашей эры, на этом выгодно расположенном возвышенном участке возводили величественные храмы. Собор Таррагоны, строительству которого уделили более 150 лет, является кафедральным и играет центральную роль в религиозной жизни региона.

В наиболее ранний период развития Таррагоны на холме возвышался древнеримский акрополь в честь Юпитера. В следующем историческом периоде его заменила римская христианская базилика, на смену которой вестготы в конце IV столетия выстроили свою церковь. Церковь впоследствии в XII веке уступила место для строительства романского храма. И, наконец, в 1171 году на основе романского храма началось возведение собора в форме латинского креста, который украшает древний город и поныне.

В соборе находятся мощи покровительницы Таррагоны, поэтому его именуют храмом Святой Теклы. Кафедральный собор доминирует не только в пределах исторического центра города, но и над всей Таррагоной. Это величественное сооружение имеет протяженность 104 метра при 54-метровой ширине.

Западное крыло здания, где находится центральный вход в собор Таррагоны, не представляется высоким, так как более высотные части сооружения располагаются по мере удаления от главного входа. И если высота центрального нефа составляет 23 метра, то колокольня взметнулась ввысь на 65 метров.

Тем не менее, фасад собора впечатляет своим масштабом. Здесь расположены три портала: центральный, оформленный готическими стрельчатыми арками, и боковые, выполненные в романском стиле. Основным акцентом фасада является огромное окно-роза диаметром 11 метров. Главный портал необычен тем, что на среднике – так называется центральная колонна – установлена скульптура Богоматери с младенцем на руках. Образ Иисуса возвышается в тимпане, где изображены сцены Страшного суда. Строгие ряды апостолов охраняют вход в храм с обеих сторон – по 11 скульптур слева и справа.

На стене между центральным входом и правым портиком привлекает внимание интересный барельеф христианского саркофага. Красивая и неординарная архитектура собора, сочетающая романские мотивы и раннюю готику, завершается с восточной стороны колокольней. В верхней части колокольни нашли пристанище самые древние колокола Европы: Асумпта – литье 1313 года, и Фруктуоза – 1314 г. Кроме ветеранов, в создании мелодий колокольного звона участвуют еще 13 колоколов. Отдельные функции выполняет Капона – колокол, отбивающий часы.

Внутри собора можно увидеть мраморную стену алтаря, иллюстрирующую жизнь и мучения Святой Теклы. У боковой стены установлен великолепный орган XVI века в обрамлении резных деревянных стульев на хорах, изготовленных в 1479 году. В храме обустроено несколько запоминающихся капелл. Так одна из них посвящена Святому Олигеру и датируется XII веком. Приковывает взгляд установленная на подставках-львах гробница архиепископа Арагонского, сына короля Жауме II. Верхняя часть саркофага выполнена в виде покоящегося тела с запечатленной на лице улыбкой.

Внутренняя часть собора также гармонично соединяет романский и готический стили, сочетая высокие крестовые своды и цветной пол романской эпохи, готические капеллы и апсиду, где преобладают романские черты.

К центральному входу собора Святой Теклы приводит главная улица исторического квартала Карре Мажор. Уже издали в узком просвете тесной улочки, как мираж, проявляются белые камни центрального портала собора и голубизна ажурной розы над ним. Храм находится на возвышенности, к которой ведут добротные каменные вековые ступеньки. Особый эффект привносит сжатость пространства: улица переходит в каменную лестницу, с последней ступеньки лестницы начинается Соборная площадь Пла де ла Сеу. Отсюда прямо перед глазами во всей красе открывается фасад Кафедрального собора.

В боковой части площади расположился один из самых древних аристократических домов Каса дел Порчос (Дом с галереями). Рядом с ним, — с готическими и ренессансными окнами, — Дворец Камерария, предназначенный для высокого церковного чина, который отвечал за снабжение одеждой служителей церкви. Это здание также известно как Дом Балсельс. Начиная с XV века, здесь останавливались самые почетные гости Таррагоны, в том числе, и короли.

Уютная и закрытая со всех сторон Соборная площадь зарекомендовала себя удобной трибуной и сценой для проведения массовых праздников. Здесь проходят главные действия, когда город отмечает ежегодный праздник Святой Теклы 22-23 сентября. На площади перед собором проходят ритуальные шествия Страстной недели и представления Карнавальной недели. Подобные мероприятия носят массовый характер. Некоторые из них проводятся с XVI века, не допуская перерывов даже в самые сложные для страны годы. Все представления чрезвычайно зрелищны, ярко костюмированы. В уличных театральных сценах задействовано множество профессиональных коллективов, активно используются куклы-гиганты.